Статьи о художниках ювелирах В.Новгорода
работавших вместе на Новгородском опытно-экспериментальном заводе металлоизделий около двадцати лет.Они занимались изготовлением изделий массового производства,
а также уникальных малосерийных, представленных на многих
областных и зональных выставках
«Советский Север» в 1979,1984, 1989 годах.
Произведения Н.И. Коробейникова носят декоративный ха-
рактер, они не функциональны, в них заметно тяготение автора
к дизайну в ювелирном искусстве. Отсюда эффектные, но про-
стые формы и линии.
Так колье
«Гривна» (мельхиор, кварц, 1985)
он строит на контрасте граненого камня и полированного ме-
талла, а полированного металла в свою очередь – с фактурным.
В другом колье «Иллюзион» (медь, германий, 1984) Коробей-
ников использует декоративные свойства самого камня, его зер-
кальной, хорошо отражающей плоскости. Впечатление цирково-
го трюка, иллюзии создаётся и изящным движением рук с вол-
шебной палочкой, условно изображенных в центре, и магичес-
ким шаром между ними. Использует художник в своих работах и
традиционные растительные мотивы
(подвеска «Моряна», мельхиор, янтарь, 1979).
С.А.Сдобнову ближе мелкая пластика в ювелирных изделиях,
стремление в изящных миниатюрных фигурках людей, зверей и
птиц передать реалии то лесной, то деревенской жизни
(подвеска «Деревенька», мельхиор, 1979). Изъеденный гу
сеницей лист
, весь
в паутинках, создан из латуни с помощью мельчайших напаек,
рельефов, прорывов (подвеска «Лесная», 1979). В ней тонко пере-
дано ощущение дыхания и звуков леса, его полнокровной разно-
образной жизни. Блеск металла в сочетании с тонировкой дают
впечатление еще большей выпуклости рельефов, создают поэтич-
ный образ.
В отличие от С.А. Сдобнова В.Н. Цветков создает очень про-
стые, лаконичные, но тщательно и скрупулезно выполненные
изделия с использованием ковки, пайки и т.д.
(браслеты «Контакт», «Отражение», мельхиор, 1979) В.Е.Цветкова,напротив, тя-
готеет к изысканности, женственности в ювелирных изделиях,
сообщая им лирический настрой. Ее произведения, в основе ко-
торых лежат растительные и музыкальные мотивы, более тради-
ционны, чем у других художников. Часто она включает в изделия
«Селена», 1979), александрит (подвеска «Сирень», 1985). И все же
С.А. Сдобнов наиболее творчески активный художник-ювелир.
Так, на зональной художественной выставке «Советский Север» в
Мурманске в 1989 году он один представлял ювелирное искусст-
во Новгорода, а в 1991 году в Мурманском музее современного
искусства состоялась его первая персональная выставка.
Появление ювелирных работ на областных и зональных
выставках последнего десятилетия дает возможность надеяться
на дальнейшее развитие этого вида прикладного искусства, имею-
щего давние традиции в Новгороде, на возникновение своего от-
личительного стиля как в изделиях массового производства, так и
в уникальных произведениях, над чем сейчас и трудятся худож-
ники.
УЧРЕДИТЕЛИ:
НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. ЯРОСЛАВА МУДРОГО,
АДМИНИСТР
АЦИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛА
СТИ
издается с 1995 года No1 (17) 2000 год.