Костромской ювелирный промысел
Костромской ювелирный промысел. История производства и музея ювелирного искусства.
Одной из наиболее ярких и всемирно известных страниц в истории Костромского края, без сомнения, может служить местное ювелирное дело. Археологические раскопки свидетельствуют, что его предыстория начинается еще в доромановской России. «В средневековой Костроме занимались ювелирным делом. На местное производство изделий из цветного металла указывают медные шлаки, обнаруженные во время раскопок инструментарий ювелиров»1.
Постепенно ювелирное производство расширялось. В период правления Романовых значительно разнообразился ассортимент выпускаемых изделий и росло число вовлеченных в процесс людей. Начинают формироваться целые династии ювелиров (Ратьковы, Серебряниковы, Сорокины, Чулковы). Со второй половины XIX века в ряде сел и деревень Костромской губернии развивается крестьянское производство мелких серебряных и медных изделий (Сидоровское, Подольское, Здемирово и ряд других). Центром промысла становится село Красное. Красносельские изделия – небольшие штампованные образки и кресты-тельники; дешевые ювелирные украшения – броши, медальоны, серьги, браслеты, цепи; мелкие серебряные предметы – солонки, стаканчики, подстаканники и т.п. – широко распространились по европейской и азиатской части России2.
Костромские купцы торговали этой ювелирной «мелочевкой» в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Ярославле, сибирских городах и на Украине, причем и в лавках, и на ярмарках. Подобные изделия встречаются практически во всех крупных монастырях.
Развитие промысла привело к открытию в 1904 году в селе Красном художественно-ремесленной учебной мастерской золото-серебряного дела. Первые преподаватели, выпускники Строгановского училища, принесли сюда знания новых ювелирных фабрик и стиль модерн, наиболее в то время распространенный и востребованный в покупательской среде. В юбилейных торжествах 1913 года, приуроченных к празднованию 300-летия дома Романовых, «ювелирно-металлическому производству» был посвящен целый раздел Костромской губернской земской выставки, причем отмечалось: «Что же касается количества экспонатов по различным промыслам, то здесь бесспорным лидером является ювелирный промысел (73 экспоната, т.е. 26,4 %)»3.
Во время посещения Николаем II Костромы в 1913 году депутация от красносельских кустарей-серебряников (В.Н. Чулков и И.А. Муромкин) поднесла ему «всеподаннейший адрес» в папке, украшенной серебром.
«Его Императорскому Величеству также были вручены от кустарей-серебряников Красносельского района 3000 серебряных образков иконы Феодоровской Божией Матери и шкатулка с мелкими серебряными изделиями. Императрице Александре Федоровне была поднесена шкатулка с чайным прибором, а наследнику-цесаревичу – офицерский пояс серебряный наборной работы. Депутация от художественно-ремесленной учебной мастерской во главе с заведующим В.М. Анастасьевым вручили наследнику серебряные настольные украшенные эмалью часы и эмалированную чернильницу»4.
На эпоху Николая II приходится своеобразный расцвет костромского ювелирного промысла. В первые годы советской власти первоначально наблюдается «угасание» промысла: прошла волна раскулачивания, и число мастеров сократилось, уменьшился ассортиментный ряд выпускаемых изделий, снизился их художественный уровень. Лишь после войны ювелиры снова смогли сосредоточиться на своей основной профессии, когда были образованы в 1960 году Красносельская и Костромская ювелирные фабрики (с 1973 года – заводы). Начинается новый этап истории костромского ювелирного промысла –появляются изделия, выполненные в техники скани, эмальерные работы: промысел становится искусством. Ежегодно растет не только количество выпускаемых изделий, но и ассортиментый ряд.
В 1960–990 годах на ювелирных заводах работали выдающиеся художники: Петр Иванович Чулков, Иван Степанович Шедов, Анна Федоровна Диева, Лев Павлович Прилуцкий, Рафаил Александрович Медведев и ряд других.
1960–980 –время расцвета сканно-филигранной группы изделий: красносельская скань не только приобрела свое лицо, но и стала известна в стране и за ее пределами. Различного рода сувенирная продукция, ювелирные изделия из скани (подстаканники, броши, серьги и пр.) были представлены повсеместно в магазинах страны и экспортировались за рубеж. Выполненные на заказ кубки, декоративные панно вручали именитым гостям страны, президентам, послам. Сохранение и изучение феномена костромского ювелирного промысла послужило импульсом для создания в 1983 году в здании бывших ремесленных мастерских Красносельского музея ювелирного и народно-прикладного искусства (сегодня филиал Костромского музея-заповедника). В основе коллекции музея, насчитывающей около четырех тысяч единиц, ювелирные изделия известных красносельских мастеров и художников, инструменты и предметы быта кустарей. Особую группу составляют полторы сотни культовых предметов, а наиболее ценные среди них – изделия медного культового литья Красносельской волости середины XIX – начала XX века. Постоянно действующие выставки знакомят с историей промысла и современным красносельским искусством. Все это послужило фундаментом для формировавшегося в постперестроечное время бренда «Золотое Красноселье». При Костромском ювелирном заводе несколько лет работает небольшой выставочный зал. Ежегодно город становится центром международного ювелирного фестиваля «Золотое кольцо России», в котором принимают участие свыше 50 ювелирных компаний Костромы, Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Якутска, ряда стран ближнего и дальнего зарубежья5. С 2012 года зимней площадкой ювелирного фестиваля стал Ярославль.
В июле 2012 года завершилось строительство интерактивного музея ювелирного искусства. Теперь каждый посетитель может стать участником интерактивных программ по исполнению отдельных операций при производстве ювелирных изделий, например, протяжки проволоки через фильерную доску, чтобы с помощью ювелирных инструментов из этой проволоки создать сувенир из скани. Кроме того, можно на настоящем вырубном ручном прессе 30-х годов XX века изготовить штампованное изделие на память – монету с изображением церкви Богоявления (1592) – «визитной карточки» поселка Красное-на-Волге6.
1 октября 2013 года в Костроме открылся частный Музей ювелирного искусства7 по инициативе и при поддержке торговой группы «Аметист» в цокольном этаже исторического здания дома А. Афанасьева, памятника архитектуры конца XVIII – начала XIX века8. Зонально (с учетом архитектурных особенностей помещений) музей делится на пять частей: «Входная зона», «Купеческая лавка», «Мастерская кустаря», «Зал ювелирной славы» и «Зал современного искусства».
Входная зона не только выполняет административную функцию (организация билетного хозяйства, гардероб, туалет), но и соответствующим образом «настраивает» посетителей. Зона «Купеческая лавка» знакомит с историей возникновения и развития костромского ювелирного ремесла до начала ХХ века. Зона «Мастерская кустаря» дает представление об особенностях труда и быта кустарей-ювелиров, в том числе позволяет увидеть ручной инструмент, иные ювелирные приспособления для выполнения различных ювелирных операций (волок, фильеры, февки, разнообразные молоточки, тисочки и пр.).
Зал ювелирной славы демонстрирует многообразие ювелирных изделий, выполненных в различных ювелирных техниках на протяжении ХХ века, во времена взлетов и падений промысла. Особое место в экспозициях зала занимают изделия из знаменитой красносельской скани, авторские работы известных художников-ювелиров Красносельского и Костромского ювелирных заводов (П.И. Чулкова, И.С. Шедова, В.Ф. Марьина, Л.П. Прилуцкого и др.), дипломные работы единственного в своем роде Красносельского училища художественной обработки металлов (КУХОМа).